??????.??????
03:55, 18 апреля 2024

К далёкому синему морю… На машине!

К далёкому синему морю… На машине!
Ну, если разобраться, – не к такому уж синему – Азовское море сложно назвать синим. Да и не к такому далёкому – 1600 км. Однако когда эти километры предстоит преодолеть на машине, становится не по себе. Но это только первые километры…

Автопутешествовали мы впервые и, более того, собрались в дорогу за рекордные четыре часа. Оказывается, этого вполне хватает, чтобы не забыть самого главного. Самое главное – карта. Айпад любезно прочертил нам два маршрута до города Ейска, мы выбрали проверенный – через Москву – Воронеж – Ростов-на-Дону - Кущёвку. Выехали из Костромы в половине первого ночи.

И полетели…

Около пяти утра мы уже мчались по МКАД. В это время она прекрасна – ни намёка на пробки. Я после бессонной ночи (не за рулем, но интересно же) представляла, как, выехав из Москвы, мы остановимся где-нибудь в лесочке, расстелем скатерть на зелёной травке, выпьем чаю из термоса, подкрепимся бутербродами…

Нет, я предполагала, конечно, что чистую зелёную полянку мы вряд ли найдём, но реальность оказалась ещё более суровой. На трассу М4 «Дон» выезжали не мы одни. И не мы одни ехали ночь и горели желанием отдохнуть и позавтракать. На ближайшей отворотке для отдыха стояла масса машин, кругом – мусор, солнце печёт, тенька нет, шум от трассы такой, что друг друга не слышно. Проехали дальше и втиснулись на территорию придорожного кафе – на самом деле втиснулись, потому что фуры и машины стояли там плотными рядами, а толпа оголодавшего народа заглатывала пончики с чаем. Мы влились в толпу пончикоглотателей, не оставляя надежды найти тихую полянку для завтрака где-нибудь дальше. В конце концов, ещё больше тысячи километров впереди.

Трасса М4 «Дон» на нас, не избалованных хорошими дорогами, произвела впечатление. Ни ямки, ни выбоинки, просторно, гладь и красота. «Встречка» отделена, в твоём распоряжении две-три полосы, поворотов налево нет – они все выведены в развязки, чтобы не задерживать общее движение. Езжай в своё удовольствие. Но тут-то я и поняла, почему для некоторых моих знакомых, регулярно передвигающихся по таким трассам, костромские водители – эээ, ну «тормоза», что уж скрывать. Мы не привыкли гонять, собственно, и дороги этому не способствуют, да и водители всё-таки мы дисциплинированные. А здесь – скорости бешеные. Да, ограничение 90 км в час. Но как это соблюдать, если все несутся минимум от 120? Первые два десятка километров я ехала с круглыми глазами – народ словно участвовал в авторалли. При этом же надо постоянно перестраиваться вправо-влево – кого-то обгонять в потоке, кого-то пропускать.

Но, вообще-то, камеры никто не отменял. Мы старались ехать не превышая скорости, честно. А по возвращении домой сразу заглянули в почтовый ящик – нет ли писем «счастья» со штрафами. Пока не было.

Едешь? Плати!

Уезжая из Костромы, мы радостно потирали руки – пока ездим, ремонт моста почти закончится! Надо было видеть наши лица, когда за Москвой нам попался первый мост, который – правильно – ремонтировали! Потом второй… Потом третий… И ещё… Сговорились они все, что ли?! Мосты небольшие, однако дорога перед ними сужается до одной полосы, скорость ограничивается, время теряется.

С 48-го по 71-й километр в Подмосковье – платный участок дороги. Плата за проезд оказалась 10 рублей – мы попали на время до 7 утра. После 7 утра и до 9 вечера плата составляет 30 рублей. Платить просто – на дороге сделаны кассы, кладёшь деньги, прямо не вылезая из машины, в окошечко кассиру, он принимает их и открывает шлагбаум. Чек нужно сохранить до конца участка – на выходе шлагбаум откроют только при его наличии. Увы, это ещё одна причина для пробок – движение, как ни крути, задерживается, машины копятся, хотя на каждую тратятся буквально секунды. Поток к каждой кассе плотный, ни вправо, ни влево, ни назад – никак. На втором платном участке, уже в Липецкой области (днём проезд – 60 рублей), прямо перед нами задымилась «Газель». Из машины вдруг повалил дым, оттуда выскочили пассажиры, работники-кассиры кинулись к машине с огнетушителем. К счастью, всё обошлось. Жара на улице – под 40, «Газель» просто «закипела».

Платные участки позиционируются как скоростные и безопасные. Ограничение здесь – 110 км в час. Дорога – такая же, как бесплатная, то есть хорошая. Отлично освещена. Через определённое расстояние друг от друга стоят телефоны экстренной связи с пометкой SOS. Ещё бы туалеты на этих участках приличные. Дорога же платная, могли бы и озаботиться чистотой мест отдыха и справления нужды. Я специально остановилась проверить – может, они чем-то отличаются от тех ужасных туалетных кабинок, которые стоят вдоль трассы? Увы, ничем. Та же грязь – зайти страшно. В общем, платные участки меня не впечатлили.

К слову о грязи. Народ, конечно, останавливается на трассе у табличек «туалет», там же стоят обычно большие контейнеры для мусора. Но на трассе явно мало и туалетов, и контейнеров. Все места чуть в отдалении от дороги, где останавливается народ в поисках тенёчка и отдыха, напоминают стихийные мини-свалки. Мы весь мусор от перекусов добросовестно складывали в пакет и везли до ближайшего контейнера. Но большинству, судя по всему, это даже в голову не приходит.

Пожалуйте в пробку

Кстати, МКАД порадовал нас отсутствием пробок и белым, как говорится, днём – на обратном пути. Трасса же М4 «Дон» подкинула сюрпризов – мало того, что пробки образуются на въезде на платный участок, в Воронеже идёт ремонт объездной дороги. Вот и представьте, каково простоять на почти сорокаградусной жаре в такой пробке часа два. Хорошо ещё, если в машине кондиционер или климат-контроль – тогда из неё просто лучше не высовываться. А если этих автоблаг нет? Водители и пассажиры в таких авто сидели полуголые, некоторые прямо в салоне обливались водой – лишь бы дурно не стало. Кстати, неплохо в салоне иметь большой запас питьевой воды – мы за время стояния в воронежской пробке осушили все бутылки, похвалив себя за предусмотрительность. Когда выползли из этого пробочного ада, первое, что бросилось в глаза на трассе – плакат «Водитель! Устал? Отдохни!». К слову сказать, такие аншлаги с призывом отдохнуть стоят во многих местах – трасса всё же, но именно здесь это выглядит как натуральное издевательство.

В Тарасовском и Миллеровском районах Ростовской области – тоже ремонт дороги и тоже пробки. Мы приуныли, увидев огромный «хвост» из машин. Встали. По обочине туда-сюда сновали подростки на мотоциклах и скутерах с объявлениями на картонках: «Покажу объезд пробки». Поинтересовались – сколько стоит. Подросток ответил, что триста рублей и добавил – пробка растянулась на 12 километров, стоять долго. Мы не решились – объезд явно по полям и весям, а ремонт машины в наши планы не входил. Кое-кто платил и ехал. За ними некоторые пристраивались бесплатно, просто проследив начало дороги. Вернее, почти тропы. Смельчаки мелькали где-то в полях, в лесу, где выезжали – неизвестно. Многие обгоняли пробку по одной из обочин – там тоже была проторённая «тропа». Как потом оказалось, многочисленные обгоняльщики «вылезали» на дорогу километра через два и «влезали» в еле двигающийся поток. Вот вам и пробка – половину её создают сами автомобилисты.

ШашлЫГ и другие вкусности

Ехать круглые сутки за рулём сложно, после бессонной ночи особенно. Большинство, путешествуя на юг на машине, останавливаются за Воронежем на ночлег. Гостиничек вдоль трассы – море. Казалось бы – в любой ночуй. Но нам с первого раза найти «свою» не удалось. Хотелось, чтобы и место было приличное, и машину без страха оставить можно, и номер с кондиционером и душем. Ориентировались на количество машин перед гостиницами. В этом есть некий резон – когда попробовали остановиться там, где было припарковано единственное авто, – сразу уехали. Какое-то глухое место и непонятные личности, с явным интересом глядевшие в нашу сторону. В конце концов, нашли гостиницу с номером на четверых за 1500 рублей в сутки. Тихо, спокойно, номер большой, всё есть, при гостинице неплохое кафе, где с утра и позавтракали. За стоянку машины (под камерами) с нас взяли 50 рублей. На обратном пути ночевали за 1800 в сутки, стоянка на огороженной территории гостиницы с охранником обошлась также в 50 рублей.

Нас поразили некоторые заведения общепита вдоль трассы. На многих, особенно под Воронежем, было написано крупными буквами «ШАШЛЫГ», именно так. Непонятно – это язык интернетовских «падонкафф», что ли, на вывески перекочевал? Отведать «шашлыга» мы не рискнули.

Некоторые придорожные кафе настолько грязны, что заходить туда страшно, не то что питаться. Без туалетов (либо туалет платный, либо такой, что даже подходить к нему не хочется), с древними рукомойниками. А цены – будь здоров. Но кто ищет, тот всегда найдет. Мы находили-таки приличные места – чистенькие, там, где можно и руки нормально помыть, и поесть из чистой посуды на чистом столе, без риска отравиться. Кстати, и машин возле таких заведений всегда припарковано немало.

Внимание – менингит!

Когда мы отправлялись на юг, СМИ и Интернет пестрели угрожающими сводками о менингите. Мы подготовились - в дорогу взяли 20 литров воды для рук, и каждый раз, когда останавливались даже просто размяться, добросовестно мыли руки с мылом. Фрукты-овощи, купленные по пути и в самом Ейске, – тоже. Плюс взяли с собой противовирусный препарат - я всех заставляла принимать его для профилактики. В Воронеже, где мы останавливались пообедать, я едва удержалась от вопроса официантке: «А ваши родственники не болеют менингитом?». Но удержалась, а то и поваров спрашивать бы пришлось. Муж заикнулся было о прогулке по Ростову-на-Дону – город-то красивый, но я наотрез отказалась заезжать в «этот рассадник менингита», так что город мы объехали по объездной дороге. Мне показалось, что в южных районах паники по поводу болезни нет. В местных новостях ни разу не мелькнуло ни одного сообщения об этом, в Ейске вообще мы про это ни от кого не слышали. То ли в этом маленьком городке его действительно нет, то ли наши меры помогли, но никто из нас ничем во время отдыха не заболел.

Сами себе хозяева

В плане экономии путешествие на машине гораздо дешевле, чем на поезде или самолёте, особенно для семьи из нескольких человек. Судите сами: нам в оба конца, на 95-м бензине, оно обошлось в 10 тысяч рублей (учитываем, что это был кроссовер с постоянно включённым климат-контролем, на других машинах расход может составить всего 6 тысяч). Плюс ночёвка в гостинице (туда-обратно) – ещё 4 тысячи (на этом тоже можно сэкономить – многие ночуют у «проверенных» бабушек в комнатах за 800 рублей). Итого – 14. Если бы мы тем же составом ехали в поезде (купе) – дорога вышла бы около 40 тысяч.

Ещё один плюс автопутешествия – вы сами себе хозяева. На машине мы ездили сами на экскурсии (например, скатались на Долгую Косу около станицы Должанской – изумительнейшей красоты место), на рынки (так как в самих курортных городках цены на фрукты-овощи ещё выше, чем в Костроме). В машину можно грузить фрукты, копчёную рыбу с Дона, растительное масло, орехи – всё это продают на трассе. На машине мы объездили весь небольшой Ейск – это тоже удобно. Да и собираться в дорогу можно не спеша – машина без тебя не уедет.

Минус – страшно. Дорога всё же, человеческий фактор, водители, нарушающие ПДД, форс-мажоры на дороге и прочее. Правда, на нашем пути не встретилось ни одной аварии. В интернет-отзывах я читала о свирепствующей ГИБДД, однако нас нигде ни разу не остановили – мы не нарушали ПДД, все в машине, включая ребёнка, были пристёгнуты.

Машина должна быть исправной, в багажнике – весь набор автомобилиста (домкрат, насос и т.д.). В дорогу мы брали пару подушек и плед. Обязательно «автомобильные» солнечные очки – без них очень устают глаза. И самое главное - уверенность, что всё будет хорошо. Тогда можно будет сказать, что автопутешествие удалось.

Ника СОКОЛОВА.

Argument 'Forum ID' is null or empty