Пенза
Погода в Пензе
Погода в Костроме
+1
пасмурно,
без осадков
  • Спорт
  • Фоторепортаж
  • Новости в России
  • Новости в Мире
  • Сергей Казаков: «Нельзя художника ставить на одну доску с политиками»

    Публикация 11.09.2017 | K1NEWS.RU
    Нравится

    Сергей Казаков: «Нельзя художника ставить на одну доску с политиками»
    В начале сезона худрук Пензенского областного драматического театра Сергей Казаков дал эксклюзивное интервью СМИ58 и поделился секретами театральной кухни. 

    СМИ58: Сергей Владимирович, что сезон грядущий готовит пензенским зрителям?

    - Главным событием нового сезона станет фестиваль «Маскерадъ», который мы все очень любим, который родился в стенах Пензенского областного драматического театра. К сожалению, с ним в последнее время были определенные сложности, но теперь они остались позади. Благодаря вмешательству губернатора, фестиваль возвращается на Пензенскую землю. Теперь уже фестиваль стал неким брендом Пензенской области.

    В этом году главной темой «Маскерада» станет Советская классика. В рамках лаборатории «Забытые пьесы» ректор ГИТИСА Григорий Заславский привезет в Пензу несколько молодых студентов. Они «воскресят» советских авторов, которых давно не ставили на сцене. Молодые режиссеры будут делать пробы, по результатам которых лучший из них получит право делать постановку спектакля в пензенском драматическом.

    СМИ58: Какие громкие премьеры приготовили для нового сезона пензенские актеры?

    - В первых числах октября мы представим спектакль «Бесприданница» по пьесе Александра Островского, который покажет на Малой сцене талантливый режиссер из Москвы Александр Баркар. В начале ноября приглашаю всех на премьеру спектакля «Есть ли в зале врач?». Эта постановка будет осуществляться в рамках проекта «Из-под пера». Мы выиграли грант на конкурсе по поддержке современных драматургов и Министерство культуры России выделило нам деньги на постановку. Спектакль ставит московский кино и театральный режиссер Ансар Халилуллин. Он уже выпустил в Пензе несколько спектаклей – «История одного преступления», «Филумена Мартурано» – достаточно известные постановки.
    Кроме того, в новом сезоне мы планируем показать зрителям комедию, а также новогоднюю сказку «Белоснежка и семь гномов». Ну, а что будет после Нового года - поживем – увидим.

    СМИ58: Скажите, как худрук театра, каким образом сегодня формируется репертуар театра? На что обращаете особое внимание, чтобы покорить сердце зрителя?

    - Это очень сложный процесс. Конечно, некий расчет здесь присутствует. Но репертуар – это такая тонкая вещь… Я бы сказал, что подбор репертуара – процесс – интимный. Здесь присутствует и ощущение, что именно зрителю нужно, и мониторинг того, что сейчас идет в театрах страны. Но огромную роль в подборе репертуара все же играет чуйка, чутье.

    Многие удивлялись, почему мы в прошлом году на мой бенефис взяли «Кабалу святош» Мольера. Но прошло время и в этом сезоне уже многие театры России, в том числе столичные, начинают ставить этот спектакль у себя. То же самое случилось со спектаклем «Филумена Мартурано». Мне говорили: «Ну, зачем ты берешь это старье?». А сейчас посмотрите: многие театры России заинтересовались этим спектаклем.
    Могу сказать одно: качественной драматургии современных авторов сейчас очень мало. В основном это «чернуха», мат и разная пошлость. Современные авторы у нас идут в проекте «Из-под пера». Мы им стараемся помогать, мы их раскручиваем.
     
    Но с другой стороны нет ничего современнее, чем классика. Так что трагифарс «Визит алой дамы» по Дюрренматту - был 100 % попаданием в десятку. Настолько этот спектакль в прошлом сезоне вызвал широкий резонанс в Пензе, что называется всколыхнул умы. Были у него и противники, и сторонники. И это здорово: потому что театр должен будоражить. Театр должен воспитывать, радовать, заставлять печалиться, возмущать, провоцировать. Театр не имеет права оставлять равнодушным.

    Так что если мы попадаем в актуальную вещь, которая волнует публику – это огромная удача. Если не попадаем – «молоко». Причем не обязательно показывать спектакли, в которых есть критика. Это было модно в 80-е годы, когда люди слушали радио «Свобода» и читали «Самиздат». Сегодня это уже моветон.
    Сейчас нужно находить вещи, не связанные с политикой и критикой чего-либо. Есть же актуальные вещи, которые касаются души, разума, того, что волнует сегодня пензенского зрителя. Ведь у каждого города - свой менталитет, своя болевая точка, свои думки и радости.

    СМИ58: А как же быть с рентабельностью спектаклей? Не секрет, что сегодня многие театры жертвуют высоким искусством в угоду зрителям. А иначе - пустые залы …

    - Ну, это же чистая математика. Всем давно известно, что только 5 % публики в любом городе ходят на спектакли и выставки. А тех, кто любит кабаки и рестораны, кто хочет развлекаться, гораздо больше – их примерно 50 %. Что такое 5 % населения у нас в Пензе? Это значит - аншлаг на премьере и еще 4-5 спектаклей. И я знаю это заранее. А что будет дальше со спектаклем – зависит от его актуальности. Если спектакль пришелся по душе, люди придут на него повторно, приведут своих знакомых. В целом спектакль живет обычно 1-2 года. Правда, есть некоторые исключения, есть спектакли, которые и по 10 лет живут. В нашем репертуаре это - комедии Рэя Куни. И это объективный процесс. Люди приходят в театр, чтобы в первую очередь посмеяться. А серьезные спектакли идут только 2-3 года. Жаль, что гениальный спектакль «Господа Головлевы» у нас только три года прожил…

    СМИ58: Какую роль Вы бы хотели сыграть?
     
    - Сейчас моя основная роль – руководитель театра. Я сам поставил несколько спектаклей. Может быть, продолжу это делать и дальше. В театре я сейчас с удовольствием играю Мольера в «Кабале святош».

    СМИ58: Кстати, в этом спектакле ставится вопрос взаимоотношения художника и власти. Вам лично близка эта тема?
     

    - Это гениальная вещь и тема мне близка. В этом спектакле Мольер говорит королю Людовику: «Я же писатель, значит, я мыслю, значит, я протестую». В этом и есть определенная трагедия любого художника, любого худрука, любого режиссера.
    Мольер всю жизнь мечтал, чтобы его театр стал придворным. И он этого добился. Потому, что у театра есть будущее, если его содержат и лелеят. Не может театр сам себя содержать. Театр должен быть на содержании (в хорошем смысле этого слова) у властьимущих.
    Но тогда возникает вопрос: любой художник, артист изначально ищет конфликт, потому что изначально любая пьеса строится на конфликте. И сознание у любого художника – конфликтное, даже если он - художник-пейзажист. Но нельзя художника и театр воспринимать как оппозиционера. Нельзя художника или артиста ставить на одну доску с политиками. Это немыслимо. Ругать художника за конфликтность – бессмысленно. Это же такая структура человека, без этого он не может.
    Но с другой стороны художник не имеет права быть особенным. Он такой же, как все остальные, равный им. Однако, если художник нарушает какие-то вещи, то за это он должен отвечать. Я говорю об известной истории с режиссером Кириллом Серебренниковым. (К.С. – является руководителем «Гоголь-центра» и обвиняется в хищении крупной сумы государственных средств. Сейчас он находится под домашним арестом. – прим. автора).

    СМИ58: Каково Вам, человеку искусства, быть Депутатом областного Законодательного Собрания?

    (Сергей Казаков с июня 2015 года является депутатом Законодательного Собрания Пензенской области пятого созыва – прим. автора)
     
    - Депутат – это общественная работа. А я – человек активный и неравнодушный. Мне нравится быть депутатом. К тому же, это еще и определенные возможности. Поскольку среди депутатов есть богатые люди, которые с удовольствием помогают пензенскому драматическому театру.

    СМИ58: Наверное, Вам непросто выполнять столько обязанностей. Как Вы все это успеваете?

    - Я работаю по 24 часа в сутки. У меня голова даже ночью «не выключается». Я вообще не отдыхаю. Отпуск, конечно, у меня бывает, но я во время отпуска тоже работаю – над репертуаром.

    СМИ58: Часто ли приходится выбирать между семьей и работой?

    - Для меня семья и работа – единое целое. И поэтому я – счастливый человек. Потому, что я делаю то, что я люблю делать.

    СМИ58: Театральная труппа – сложный организм, в котором каждый актер- «звезда», с непростым характером. Как Вам удается поддерживать в пензенском театре здоровую атмосферу?

    - Одни меня любят, другие просто терпят. Я – не диктатор и пытаюсь ко всем найти подход. Но они люди – умные и понимают: расстроюсь, обижусь, уйду. Ну и что тогда? Я стану таким же артистом, как они. И тогда это будет для них просто ужасно (смеется). У меня характер – тот еще… А сейчас - моя должность меня сдерживает как-то.

    СМИ58: Какие изменения претерпела пензенская труппа в нынешнем сезоне?

    - Слава Богу, в этом году почти никто из актеров театра нас не покинул. В наш театр пришла молодая актриса Анастасия Поклонова. Но в целом в нашей труппе ситуация стабильная.

    СМИ58: Что художественный руководитель драмтеатра может пожелать пензенским актерам в новом театральном сезоне?
    - Здоровья, терпения… А главное – творчески не остывать!



    Присоединяйтесь!
    Контакты
    440052, г. Пенза, ул. Богданова, д. 25, email: info@smi58.ru