Никита Михалков: «Слава – это крест, который нужно нести достойно»Публикация 20.11.2017 | K1NEWS.RU
Знаменитый режиссер и актер Никита Михалков приехал в Пензу со спектаклем «Метаморфозы-2». «Звезда» кино устроил брифинг для пензенских журналистов. Режиссер поделился с представителями СМИ раздумьями о современном кино, своих коллегах, пояснил специфику мира «звезд» и российского менталитета. СМИ58: Никита Сергеевич, что дает зрителям спектакль творческой лаборатории Академии кинематографии и театрального искусства «Метаморфозы-2»? - Зритель его трудно принимает. В Пензу мы приехали из Нижнего Новгорода. Проблема в том, что нам не хватает времени прогонять этот спектакль. Новая сцена, новый свет. В результате мы работаем «с колес», а это трудно и опасно. Потому что этот спектакль наш такой хрупкий и тонкий. В нем огромное значение имеют детали, связанные со светом и звуком. На Мосфильме говорят: что получилось, то и хотели. Поэтому другого выхода у нас нет. Я заранее прошу прощения у зрителя, если будут какие-то накладки. Мы вас не удивлять приехали. Спектакль - это такая лабораторная работа, мы продолжаем прозу Бунина и Чехова. Мы не берем драматургию, так как в ней все уже заложено. А в прозе одной фразой бунинской или чеховской, главное - атмосфера. Мы пытаемся перенести на сцену эту самую атмосферу. А это, наверное, и есть самое ценное и важное. Тем более, Михаил Чехов, гениальный ученик Станиславского, писал, что замечательные актеры в прекрасной пьесе, помещенные в неверную атмосферу, ничего не смогут сделать. Поэтому для нас атмосфера имеет особенное значение. Получается это или нет - это другой вопрос. СМИ58: Как справляются ваши студенты с поставленной задачей? - Это наша проблема – мы выпускаем курс и отправляем выпускников в новый полет. Но их невозможно от нас за уши оторвать. Они все время к нам возвращаются. Им по-прежнему все интересно. Из 216 человек желающих стать слушателями в этом году мы набрали 19 человек. У нас конкурс в Академию - больше 11 человек на место. Это настолько трепетные ребята. Им это важно и нужно. Мы занимаемся тем, чем никто не занимается. Это усовершенствование, повышение квалификации. Но это еще и возможность для молодых людей невероятно расширить свой кругозор. Потому что они встречаются с очень разными людьми. К ним приезжает Эйфман, Васильев, владыка Тихон, композиторы. Они все время находятся в мощной культурной среде, имеют возможность насытиться очень мощной культурной энергией. И для меня это уже дело чести. Каждый новый спектакль «Метаморфоз» требует своего решения. Это - брендовая вещь Академии. Стиль, который мы сделали в первом спектакле «Метаморфоз», продолжается и во втором. Художник Юрий Купер добавляет что-то новое, но принципиально менять что-то мы не хотим. Будут меняться приемы, а сценический образ останется. СМИ58: Недавно в российском прокате вышел скандальный фильм «Матильда». Ваше мнение об этой картине? - Я пока еще не успел посмотреть эту картину. Просто времени не было. Но моя позиция не зависит от качества картины. Скажу вот что: если ты берешь на себя смелость окунуть в бытовые проблемы человека, который является мученником и причислен к лику святых, и его образ висит в церквях по всей стране, ты должен быть готов к тому, что реакция будет неадекватна, не та, которую ты ждешь. Ну, а если пошли на это, тогда терпите. Что ж жаловаться? Есть вещи, которые эстетически, этически не вписываются в некий генетический код русского человека. Несмотря на невероятную рекламу, созданную вокруг картины «Матильда», этот фильм в российском прокате провалился. Я говорю об этом с сожалением. Мне всегда жаль, когда проваливаются отечественные фильмы. СМИ58: Как вы относитесь к тому, что в российском кино к 100-летию революции вышло мало фильмов об этом событии? - Наверное, ругать революцию, уже отругали, когда это было модно. А хвалить революцию тоже, вроде, не модно. Хотя очень много сериалов готовятся и идут. За качество отвечать не могу, но из документальных картин, которые шли, было и несколько серьезных. Не знаю. Приурочено это или нет, но моя картина «Солнечный удар» это во многом продолжение разговора о революции и гражданской войне, основанной на бунинском рассказе «Солнечный удар» и «Окаянные дни», страшной книге и таком документе невероятном. СМИ58: Недавно актер Дмитрий Дюжев сказал, что российский зритель достоин смотреть только «туфту и лабуду», которую ему показывают по ТВ. Что вы на это скажете? - Это справедливо было бы сказано человеком, который не участвует в этой «лабуде». А когда он сам в этом участвует… Это выглядит несколько несправедливо. Тогда пусть откажется от этого. Но ему же нравится все это. Понимаете, жизнь на виду – вещь сложная и опасная. Не все выдерживают этого внимания. Я, например, глубоко презираю людей, которые всю жизнь пытались добиться известности, славы. А когда добились и к ним подходят за автографом, начинают говорить: «Уберите его, я устал». Это же твой крест. Ты же хотел быть известным. Так неси свой крест, как полагается. В любом деле существуют свои издержки. Однажды Олег Янковский рассказывал, что когда он приехал в Италию, вышел на улицу, а его никто не знает. Я говорю: «И что ты испытал?». Он говорит: «Ужас». Слава - это вещь, которая требует определенного внутреннего настроя, понимания. Дело в том, что когда человек тебя узнает и говорит: «Здрасьте, а я вас видел». Это совершенно нормальная психологическая вещь. Поэтому ты обязан, так что терпи. Коненоч, я не люблю, когда меня хватают за руки, тащат куда-то. Тогда я отсекаю это. Делаю «стену стеклянную». А люди, которые к тебе идут… Ты же всю жизнь потратил на то, чтобы им нравится. Вот и живи так, чтобы и они тебе нравились. СМИ58: А есть места, где вас не знают? - Конечно, есть. У меня был такой смешной случай в Венеции. Я вышел с какого-то мероприятия, а японские юноша и девушка с фотоаппаратом говорят: «Можно?». Я говорю: «Ну, давайте». А они говорят: «Нет, вы нас сфотографируйте». Для меня это был хороший урок. Я не чувствую груза известности. У меня нет такого рюкзака за плечами со сделанным. Поэтому мне достаточно легко жить. Что бы про меня ни говорили: «барин» и так далее… Я не люблю хамства, не люблю, когда иностранных артистов селят хорошо, а русских плохо (так было в моей молодости). Я сразу взбрыкиваю и говорю, что так не пойдет. А ко всему остальному я отношусь как к естественной вещи и не испытываю внутреннего и внешнего превосходства. Человек – не хозяин таланта, а только проводник между Господом Богом и людьми. И если ты этого не понимаешь, начинаешь использовать талант, чтобы мягче спать и слаще есть, у тебя могут его забрать и ты проснешься … Вроде бы все также, а не так. Тогда и начинаешь говорить, что дескать зритель тебя недостоин. СМИ: Как вы смотрите на ситуацию с Арменом Джигарханяном? - Грустно все это. Грустно, что в этом копается огромное количество людей, это вытаскивается на экраны телевидения. Я понимаю, что зрители такие вещи любят, их приучили к этому. Но мне очень жаль Армена. Жалко, что на закате жизни он вынужден находиться по колено в нечистотах. Мне это обидно. У меня нет этого желания узнать, что там на самом деле… СМИ58: Ваше отношение к Ельцин-Центру в Екатеринбуруге? - Мое отношение остается неизменным. Конечно, президент заслуживает некоего музея, который расскажет о его жизни. Но когда выстраивается такое здание, с таким наполнением, в котором практически поддерживающими являются люди определенного направления. Там нет ни одного военного, космонавта, учителя, врача, академика. Так как для этих людей 90-е годы – это была катастрофа всего – науки, медицины, образования, АПК. Там же композиция начинается с мультфильма, абсолютно осознанно коверкающего историю страны. И маленькие дети, приходящие туда, видят это. Так что в них закладывается матрица. Закладывается глобальная и стратегическая проблема. Мой отец сказал: «Какие дети, такой и народ». Из этих детей вырастет народ, Иваны, не помнящие родства, будучи уверены, что все, что было до 90-го года, это кровь, репрессии, предательство, мерзость и т.д. Разговор идет не о том, чтобы закрыть Ельцин-центр, а чтобы скорректировать его программу. |