Пенза
Погода в Пензе
Погода в Костроме
+1
пасмурно,
без осадков
  • Спорт
  • Фоторепортаж
  • Новости в России
  • Новости в Мире
  • Александр Воронков: «В современной школе главным должно быть воспитание личности»

    Публикация 04.09.2017 | K1NEWS.RU
    Нравится

    Александр Воронков: «В современной школе главным должно быть воспитание личности»

    В день начала нового учебного года корреспондент CМИ 58 встретился с министром образования Пензенской области Александром Воронковым. В эксклюзивном интервью порталу глава ведомства «нарисовал» портрет современного ученика, рассказал о преимуществах ЕГЭ и вспомнил свои школьные годы.

    СМИ58: Александр Геннадьевич, с какими мыслями министр образования региона начинает новый учебный год?

    - С позитивными мыслями. Меня очень радует рост количества учащихся образовательных организаций Пензенской области. Эта приятная тенденция сохраняется уже на протяжении нескольких лет. В 2015 году в школах региона за парты сели 116 400 учащихся, в 2016 – около 120  000, в 2017 м – 123 296. Причем - 13 769 – первоклассников.

    СМИ58: Значит ли это, что на территории Пензенской области будут открываться новые школы?   

    - Конечно. Этот процесс, который  у нас происходит постоянно. Только в этом году мы приняли четыре  новые школы, оснащенные современным оборудованием. Они  расположены в городе «Спутник», в Средней Елюзани, на улице Новый Кавказ в Пензе и в Кузнецке.

    В 2018 году будет введена в строй новая школа в микрорайоне «Шуист», откроется  школа в Верхнем Ломове, планируется открытие новой школы в селе Чемодановка.

    Кроме того, губернатор Пензенской области Иван Белозерцев на «Прямой линии» заявил о планах по строительству новой школы в экоквартале в Арбеково, в которой будет также и дошкольное образование.

    СМИ58: Сегодняшние дети в школах обеспечиваются самым новейшим оборудованием:  компьютерные классы, интерактивные доски, лаборатории, но в то же время многие школьники не читают книг. Как привить современным детям любовь к чтению?

    -  К сожалению, сегодня такая проблема существует. Зачастую ученики не просто не читают книг. Бывает, что прочитав текст, ребенок не может передать то, что он прочитал. Чтобы улучшить ситуацию в этом вопросе,  в Пензенской области развивается проект «ПРО чтение», который охватывает не только самих обучающихся, но и их родителей. Проект не только на книгах зациклен, он предполагает театральные постановки, выписки цитат, различные конкурсы. Кроме того, в прошлом году мы запустили проект «Интеллектуальные игры», в ходе проведения которого ребенок не просто получает отрывочные знания, но и ищет дополнительную информацию в книгах, научных статьях и потом ею делится. Кстати, сегодня, 1 сентября,  в процессе беседы с учениками я обронил фразу: «Сегодня доехать от Берлина до Вадуца можно всего за несколько часов».  Но на вопрос школьникам «А вы знаете, что такое Вадуц?», мне никто не ответил. Я это сказал не для того, чтобы уличить учеников в незнании, а чтобы побудить их поискать информацию о княжестве Лихтенштейн, столицей которого и является город Вадуц.  

    Школа, учитель должны побуждать ребенка добывать информацию, учитель не должен быть просто передатчиком знаний. Это уже не актуально, это прошлый век.

    Не секрет, что сегодня не только книги, но и телевидение проигрывает Интернету. Некоторые дети даже телевизор перестали смотреть. В современном мире для них существует миллион источников получения информации. Другой вопрос - насколько она достоверная и не искаженная. Поэтому взрослым нужно учиться общаться с детьми на равных, создавать группы в социальных сетях, чтобы свои умные, грамотные мысли перекладывать туда.  Это уже стало необходимостью.

    СМИ58: Сегодня, в век технического прогресса, некоторые ученики даже к ЕГЭ умудряются готовиться по неким штампам, тренируются прорешивать тесты. При этом исчезает творческий подход и вдумчивые размышления над темой.

    - Это не совсем так. Можно по-разному относиться к ЕГЭ. Когда говорят о Едином Государственном экзамене как о натаскивании на предмет, это утверждают те, кто ни разу не попробовал взять в руки контрольно-измерительные материалы по русскому или истории, прочитать и попробовать ответить на вопросы, написать эссе. Поэтому я призываю родителей и представителей активной интеллигенции поучаствовать в акциях, которые у нас в области проводятся: «Сдай ЕГЭ», например. Нередко в прессе появляются «пугалки» о ЕГЭ. Поверьте, этот экзамен не настолько страшен, как о нем пишут. Зачастую в ходе проведения ЕГЭ больший стресс испытывают именно родители, а не их дети.

    Вспомните, как мы раньше сдавали сначала экзамены по окончании школы, а потом еще для поступления в институт. Я лично сдавал 7 экзаменов в школе и 4 в институте и очень переживал из-за этого. Раньше тоже были свои сложности при поступлении. Но сегодня Единый государственный экзамен – это хорошая, независимая оценка знаний.

    Конечно, система образования не всегда срабатывает эффективно, чтобы сделать акцент на обучение детей во время всего периода обучения.  И поэтому родители нередко ищут репетиторов для своих детей. Но даже среди репетиторов есть умные и грамотные люди, которые учат школьников не только автоматически заполнять тесты, но в первую очередь понимать и рассуждать.

    СМИ58:  Появилась информация, что в школах скоро будут введены обязательные для сдачи экзамены по истории и иностранному языку, это так?

    - Министр образования России Ольга Васильева заявила о введении истории в круг обязательных экзаменов к 2020 году, а к 2022 году планируется всем выпускникам сдавать и иностранный язык.  Если по истории принят историко-культурный стандарт, по которому можно разбираться с этой дисциплиной, то по иностранному языку у нас нет широкой языковой практики, не хватает высококвалифицированных учителей на местах, особенно в селах. Поэтому сегодня мы думаем, прежде всего, о повышении уровня преподавания английского языка.

    Сегодня в нашей области 60 педагогов, по два из каждого района, по программе «Интенсив» занимаются с носителями языка. Кроме того, 12 человек будут направлены в англоязычную страну для практики. Методические объединения учителей иностранного языка сегодня должны быть более практикоориентированными. И это касается не только преподавания иностранного языка.

    Поэтому нынешний августовский педагогический Совет мы провели по-новому. Сделали упор на педагогические салоны, круглые столы, практикумы, на которых педагоги региона делились опытом и спорили.

    В современной школе в приоритете должно быть воспитание.

    СМИ58:  Акцент на процесс воспитания актуален. Тем более, что в последнее время имеют широкий резонанс истории, когда учащиеся жестоко избивают своих одноклассников, издеваются над животными. Как нужно бороться с проявлением агрессии у современных школьников?

    - В Пензенской области мы ищем новые формы работы с детьми, возрождаем психологические службы. Сегодня в нашем регионе в 12 сельских районах открыты базовые психологические кабинеты, которые обеспечены высококвалифицированными педагогами.  Когда-то психологов первых увольняли из школ, теперь же мы их туда возвращаем. Очень важно, чтобы помощь психолога была не на уровне обывателя, а действительно профессиональной. Сегодня в высококвалифицированной психологической помощи нуждаются не только дети, но и учителя, а также родители.

    Компетенцией психолога должен обладать классный руководитель . А этому его должен научить специалист-профессионал. Губернатор на августовской конференции одобрил эту практику и поддержал ее дальнейшее развитие.  То есть в каждом сельском районе у нас будет базовый психолого-педагогический кабинет.

    Сегодня мы приглашаем на круглые столы представителей Агентства стратегических инициатив пообщаться с педагогами. Одну их современных технологий мы обсудили и хотим реализовать на территории региона – технологию психо-педагогической коррекции детей «Легко. Монсики» («монсики» – от слова «монстр», но не как страх, а как способность его перебороть). Это российская методика, разработанная Агентством стратегических инициатив, которую с радостью уже позаимствовала система образования Сингапура. Эта методика решает вопросы социально-эмоционального развития дошкольников и младших школьников. По этой программе мы планируем обучить 25 педагогов и 500 детей.

    СМИ58: Александр Геннадьевич, что, на ваш взгляд, не хватает современной школе?

    - Нужно совершенствоваться и дать возможность творить. Можно ошибаться, но ошибки не должны быть фатальными. Эти ошибки можно разобрать вместе с детьми и использовать их во благо.

    В Пензенских школах очень высокое качество усвоения детьми нового материала, высокий уровень математического и естественно-научного образования. Проблемы, конечно, есть. Нам нужно продолжать развивать таланты. Этого в первую очередь не хватает современной школе.

    СМИ58: Мы поговорили об учениках современных. А каким учеником были Вы?

    - Я был очень ответственным школьником, сильно переживал, насколько хорошо я смогу выучить урок и показать свои знания в классе. Так же я был очень подвижным ребенком, посещал несколько секций одновременно. Больше всего я был  увлечен своей любимой историей, много читал художественно-публицистической литературы.  И когда мы изучали новую тему, я заранее прочитывал школьный учебник и на уроке выдавал дополнительную информацию. 

    Кроме того, мне нравилась технология – урок трудового обучения. Потому что нас учили простыми инструментами - напильником, рашпилем, ножовкой - делать вещи своими руками.  Мы с друзьями не отлынивали от уборки пришкольных территорий (а учился я в 58 школе). Наоборот, нам было приятно сделать территорию, закрепленную за классом, чистой и красивой. Мне нравилось дежурить после уроков, нравилось то чувство хозяина школы, какое ты ощущаешь при этом. Я носил воду для девочек, мыл и переставлял парты и стулья, была приятна мужская организационно-обеспечивающая работа.  Мы хорошо понимали, как много школа для нас значит, и мы тоже хотели сделать для нее что-то хорошее.

    СМИ58: К министру образования Пензенской области сложно попасть на прием?

    - Попасть ко мне на прием несложно. Есть несколько телефонов, которые опубликованы на сайте Министерства образования региона. Причем, чтобы задать вопрос министру, не обязательно регистрироваться. Есть, конечно, возможность обратиться и официально. Я открыт для общения и критики.

    Безусловно, к системе образования у людей есть претензии. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Мы знаем свои болевые точки и работаем над их устранением. 

    СМИ58: Как Вы обычно проводите свое свободное время?

    - Я использую любую возможность, чтобы  провести свободное время со своей семьей. Мой младший сын поступил в институт, старший уже работает.  Мы с женой и детьми любим выезжать на природу, организовывать какое-нибудь событие вместе с близкими друзьями.

    У меня в приоритете подвижный образ жизни. Кстати, я выполнил нормы ГТО, сдал нормативы на золотой значок. И я призываю всех заниматься спортом не от случая к случаю, а тренироваться постоянно. Это – жизненная необходимость.  

    СМИ58:  Что может пожелать министр образования Пензенской области в начале нового учебного года школьникам, их родителям и учителям?

    - С 1 сентября начался очень ответственный период. С одной стороны – это праздник, радостный день, а с другой – это большая ответственность, которая ложится на плечи учеников, учителей и родителей. И важно не перекладывать эту ответственность на плечи одного ребенка.  Мы все вместе должны решать проблемы ребенка, если они у него есть. В образовательной организации ребенок должен быть успешен.

    Поздравляю наших учителей и желаю им успешных учеников! 

    Присоединяйтесь!
    Контакты
    440052, г. Пенза, ул. Богданова, д. 25, email: info@smi58.ru